Форум "Города России 2030" Перекрестки возможностей

Выхлопные газы автомобилей – один из основных факторов, ведущих к снижению уровня экологического благополучия граждан России. Этот фактор носит отсроченный негативный эффект, влияющий на здоровье будущих поколений.

Так, по статистике, в 2016 году выбросы от автомобильного транспорта в атмосферу составили около 14 млн.тонн, из них СО2 – около 11 млн.тонн, остальное – вредные канцерогенные вещества. Основная масса выбросов приходится на крупные города, где уровень экологического фона катастрофически низок. По этому показателю Россия находится на 4 позиции в мире среди стран, вносящий наибольший вклад в загрязнения.

По данным Росстата, в 2010–2016 годах число только легковых автомобилей в России увеличилось на 31,5%, превысив в 2016 году 45,2 млн шт., а грузовых (включая пикапы) на 16,4%, достигнув 6,3 млн шт. В результате доля транспорта в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в России выросла до 45,1%.

По информации «Автостата», на 1 июля 2017 года парк автомобильной техники в России составлял уже порядка 50 млн единиц. Около 60% общего количества автомобилей —иномарки, из которых только 40% соответствуют экологическим стандартам не ниже Евро-4.

Наибольший ущерб природе связывают именно с увеличением выбросов от транспортных средств — с 2010 по 2016 год они выросли на 8,2%. Регионами-антилидерами в 2016 году стали Красноярский край (13,6% всего объема загрязнений) и Ханты-Мансийский автономный округ (8,2%).

Ухудшение экологической обстановки увеличивает расходы бюджета на ликвидацию последствий экологических катастроф, на внедрение экологических программ, предназначенных для выравнивания экологического фона страны.

В рамках международных конвенций и соглашений Россия стремится снизить негативное влияние различных антропогенных факторов на экологию, направляя с этой целью значительные бюджетные средства для реализации экологических программ. Так, например, в 2017 году  347 млрд. бюджетных средств направлено на реализацию мероприятий в рамках Года Экологии.

Правительство РФ планирует ввести в 2018 году новый экологический налог, который призван либо заменить полностью, либо дополнить транспортный налог. Сейчас он выстроен в соответствии со стоимостью автомобиля, то есть чем дороже, мощнее машина, тем больше налог.

При вводе экологической составляющей ключевую роль будет играть объем загрязняющих веществ в составе выхлопных газов. Основой для расчета размера экологического налога станут конструктивные параметры машины по выбросам углекислого газа. Эти данные прописаны в паспорте технического средства (ПТС).

Перемены будут выгодны только владельцам новых, современных автомобилей, так как для них налог станет ниже, чем сейчас, благодаря более высокому экологическому классу. Для владельцев подержанных автомобилей налоговая нагрузка увеличится, что, в идеале, приведет к росту налоговых поступлений в бюджет.

В качестве примера инициаторы нового  налога приводят аналоги зарубежных стран, например, Германии, Финляндии, где ставка транспортного налога связана как с возрастом, количеством лошадиных сил, так и с экологическим классом автомобиля, и увязана с фактическим уровнем СО2 в составе выхлопных газов.

Однако налоговая нагрузка в данном случае вызовет негативный социальный эффект, недовольство владельцев старых автомобилей, не имеющих денежных средств на обновление автопарка, что выразится в уклонении от уплаты налога.

Повысить же лояльность граждан, и тем самым стимулировать формирование экологического поведения может способствовать привязка налога не к нормативным, а к фактическим показателям выхлопных газов.

Улучшить экологическую обстановку в России, и в то же время способствовать перенаправлению бюджетных расходов на иные, не менее важные социальные программы (ЖКХ, здравоохранение, образование) можно за счет стимулирования экологического поведения граждан.

Мы предлагаем экологическую инициативу — сократить ставки экологического сбора и транспортного налога для владельцев автомобилей, выхлопные газы автомобилей которых фактически (а не только по заводским установкам) соответствуют европейским стандартам (минимум Евро 3-6).

Сокращение уровня СО2 и иных выхлопов позволит улучшить экологический фон, предотвратить ряд экологических проблем, а также повысить уровень и качество жизни россиян, и общества в целом.

Снижение поступлений в бюджет от налоговых льгот по налогу на транспорт несопоставимо меньше затрат бюджета на предотвращение экологических катастроф, и реализацию экологических программ по ликвидации последствий антропогенного воздействия автотранспорта.

Предварительные расчеты эффективности экологической инициативы основываются на том, что при снижении выхлопов затраты на предотвращение и ликвидацию последствий антропогенного воздействия также сократятся.

При условии что около 10 % автовладельцев воспримут экологические инициативы и озаботятся снижением выхлопов, а это 4,5 млн легковых и 0,6 млн. грузовых автомобилей, экономическая эффективность составит суммарно около 100 млрд. руб. (один легковой автомобиль причиняет ущерба природе  на сумму около 7500 руб., грузовой – около 97 тыс.руб. ежегодно).

Данная сумма может быть перенаправлена на иные «болезненные» социальные проекты. 

Вернуться к разделу